Звукорежиссер (Mastering engineer)
Звукорежиссер -- это человек, чья работа заключается в том, чтобы получить аудио (как правило, тот или иной музыкальный контент), уже смикшированное средствами либо аналогового, либо цифрового оборудования в моно, стерео или многоканальном формате, и подготовить его непосредственно к распространению, которое может производиться либо на физических носителях типа CD-дисков или виниловых пластинок, либо в той или иной форме потокового воспроизведения звука.
Образование и опыт
Профессиональный звукорежиссер свое звание получает вовсе не в школе звукотехники. Звукорежиссеры, занимающиеся аудио-мастерингом (в особенности музыки) должны иметь исчерпывающие знания в области звукотехники, или же обладать соответствующим дипломом. Многие звукорежиссеры не занимаются мастерингом по вполне уважительной причине: хорошего мастеринга можно добиться, только имея в багаже как минимум 10 лет опыта мастеринга записей, 10 или более лет трекинга и сведения аудио; кое-кто даже может обладать навыками аранжировки и создания записей, что позволяет им устранять проблемы, возникающие в миксе, и с высокой степенью эффективности помогать в улучшении звука конечного продукта.
Оборудование
Многие звукорежиссеры используют специальное оборудование для обработки аудио. Инструменты, используемые при мастеринге, практически полностью заточены под эту задачу и обычно весьма дорого стоят. Некоторые приверженцы цифрового ПО утверждают, что плагины способны управляться с процессами мастеринга без потери качества сигнала. Истина же находится где-то посредине. Существуют некоторые цифровые программы, которые вполне могут обеспечить великолепный звук (великолепный для цифры, разумеется), такие как плагины TDM от DigiDesign, но платформа, на которой они могут работать, является не слишком-то доступной в смысле цены.
Некоторые звукорежиссеры полагаются не только на то, что слышат, но и на то, что видят. Благодаря информации от анализаторов частотного спектра, фазовых осциллографов и чувствительных измерителей амплитуд, процесс предварительного мастеринга может происходить на беспрецедентном уровне точности и обеспечивать практически идеальную звуковую гармонию.
Аспекты их работы
Большинство хвалебных гимнов звукорежиссерам поется за их способность сделать микс целостным, принимая со внимание субъективные факторы, основанные на особенностях восприятия слушателей -- вне зависимости от их систем воспроизведения и окружающей обстановки. Это достаточно сложная задача, по причине разнообразия имеющихся в настоящее время систем и эффекта, который они накладывают на очевидные качественные признаки записи. К примеру, запись, которая замечательно звучит на одной комбинации динамиков усилителя при воспроизведении с аудио-CD, может производить абсолютно другое впечатление при проигрывании MP3 с низким битрейтом через компьютерную аудиосистему.
Длительные периоды прослушивания неправильно обработанных записей обычно приводят к утомлению слухового аппарата, в результате чего удовольствие от слушания чего бы то ни было в значительной степени теряется (статья Imperfect Sound Forever в Stylus Magazine). Профессиональный звукорежиссер делает миксы с хорошим гармоническим балансом. Гармоническое балансирование можно обеспечить, исправляя и удаляя места тонального дисбаланса, получающиеся из-за проблем в миксах; тем самым будет обеспечен более естественный и приятный для слушателей звук -- это еще один аспект работы звукорежиссера. Именно поэтому мастеринг считается искусством, равно как и дисциплина "звукотехника".
|